МБУК "ЦБС СМРСО"

Советского муниципального района Саратовской области
Праздники России
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 106
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
все конкурсы, гранты, стипендии
Форма входа
Главная » 2013 » Май » 16 » Рассказ-беседа.
10:57
Рассказ-беседа.
Название мероприятия:
       Беседа-рассказ на тему:» РОЛЬ КНИГИ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА»
Цель:
      привлечь внимание родителей к проблеме чтения, навести на размышления о роли книги в формировании личности ребёнка; помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; дать родителям рекомендации по преодолению детьми трудностей в чтении и по развитию культуры чтения.
Предварительная работа:
     Анкета для детей
     Анкета для родителей
На доске:
     Тема собрания,
      План собрания
     Высказывания знаменитых людей:
«Действие человека мгновенно и одно, действие книги множественно и повсеместно» А.С. Пушкин.
«Книги – это друзья, бесстрастные, но верные». Виктор Гюго.
«Какое богатство мудрости и добра заразительного рассыпаны по книгам всех народов и времён...» Л.Н. Толстой.
I. Выступление
     Наши дети читают все меньше и меньше. Эта печальная реальность, должна заставить нас родителей задуматься и, попытаться как - то изменить такое положение вещей.
    
Чтение - это многогранный мир, который обогащает наши души и ума. Читая, наши дети познают окружающий мир, чтение формирует у детей мышление, учит их выражать свои мысли четко и ясно. Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.
     Было бы идеально, чтобы родители с самого раннего возраста своих чад находили время каждый день читать им сказки, потешки, стихотворения детских писателей. Чтение книг создает единение между родителем и ребенком. Ласковый, мелодичный, спокойный тон родителей, читающих книгу, успокаивает малыша, учит слушать, понимать речь, а красивые иллюстрации в книгах с детства развивают вкус к красоте и искусству. Чтение - «диалог» между родителями и детьми, потому что малыш, услышав напевные слова, отвечает, двигая руками и ногами, эти движения указывают на заинтересованность к чтению и хорошее настроение. Когда ребёнок подрастет у него должны появиться книги о птицах, животных, детях своей эпохи, с которым он мог бы себя отожествлять.
     Важно, чтобы книга для чтения была выбрана по взаимному согласию, чтобы ваш ребенок мог почувствовать себя вовлеченным в процесс чтения, и слушал чтение книги с удовольствием. Вовремя чтения, родители и дети могут начать обсуждение новых слов, ситуаций, встретившихся в книге. Если эти аспекты перенести на свой или ребёнка опыт, то это заинтригует и дальнейшее чтение будет более интересно для малыша. (Например, прочитав стихи А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка - ревушка» предложите своему ребёнку сравнить «книжных» девочек со своим поведением). В конце чтения, можно обсудить впечатления, извлеченные уроки и новую информацию, совместно с ребёнком нарисовать, слепить из пластилина или из солёного теста понравившихся героев или продолжение прочитанной истории. Так родители не только прививают навык любви к чтению, но и учат детей правильному поведению в той или иной ситуации, развивают логическое мышление, воображение, творчество детей. Главное - ребёнок будет «рядом» с мамой и папой, а это в наше время так необходимо малышу.
     Вот несколько советов, как заинтересовать ребёнка чтением.
     - Мы, родители считаемся образцом поведения для детей, поэтому очень важно для них наш личный пример. Дети должны видеть нас читающими. В читающей семье дети будут читать.
     - Мы можем начать с чтения газет вслух, комментируя прочитанное, и ребёнок может принять участие в разговоре о том, что происходит вокруг него и в мире. Ребёнок мал, но он личность и у него есть своё мнение, не забывайте об этом.
     - Когда вы ходите по магазинам, вы должны читать ярлыки и инструкции вместе с ребенком на продукты, вещи, которые вы покупаете, даже спросить его мнение. Это правило вырабатывает хорошую привычку у ребёнка - он будет чувствовать себя важным и ответственным, а также ребёнок совершенствует разговорную речь.
     - Выбирайте тщательно, с учетом возраста, различные издания книг и журналов для детей. Хорошо начинать с журналов, в которых много иллюстраций, красочных фотографий, а герои известны, возможно, они из популярных мультфильмов. Позже ваш ребёнок будет читать этот журнал с удовольствием, быстро и легко идентифицировать себя с персонажами и содержанием рублик журнала. Хорошо известны следующие детские журналы: «Трамвай», «Мамино солнышко», «Весёлые картинки», «Лунтик», «Смешарики», «Винни и его друзья», «Маша и медведь».
     - Важно знать увлечения, предпочтения своего ребенка. Наблюдайте за его увлечениями, чтобы поощрить его, увеличить свою базу знаний в областях, которые привлекают ребёнка. Помогайте ему создавать коллекции журналов, брошюр и других материалов в интересующих его предпочтениях. Ваш ребёнок позже пойдет в книжные магазины или библиотеки, искать новую информацию.
     - Мы взрослые можем привлечь больше детей, соседей и друзей в обсуждение прочитанных книг. Дети очень чувствительны к увлечениям своих друзей, интересы детей «заразительны», и с течением времени, между ними будет происходить бурный обмен книгами, журналами.
     - Неоценимую помощь в увлечении чтением могут оказать дедушки и бабушки. Дети будут слушать, затаив дыхание истории бабушек и дедушек, истории о приключениях знаменитых героев, созданных известными писателями. Такие писатели, как Жуль Верн, Джек Лондон, Марк Твен, Пушкин, Вальтер Скот, Александр Дюма и другие классики мировой литературы навсегда остаются в памяти. Истории из книг этих писателей вызовут интерес детей, и они сами захотят прочитать продолжения этих книг.
     Почему дети не читают?
     В отличие от нынешней действительности в прошлом столетии у детей не было вокруг них больших искушений. Можно сказать, что телевизор и компьютер, Интернет являются наиболее распространенными отвлекающими компонентами. Это первые «враги» чтения, особенно для малышей. Потому что они вызывают привыкание, нездоровую зависимость для физического или психического развития детей.
     Крайне важно, чтобы мы родители контролировали программу просмотра телепередач детей, а после – посещаемые сайты детьми. Да, это требует времени, которого у нас родителей крайне мало. Но главное – развитие детей. Не надо забывать, что сейчас нередки (к большому нашему сожалению) показ сцен насилия, секса, пропаганда алкоголя, наркотиков на голубых экранах и просторах Интернета. Родители должны хорошо знать, что смотрит их чадо. С другой стороны, следует воспользоваться привлечением этих двух «врагов» на свою сторону. Так дети любят смотреть сказки про Белоснежку, золушку, Машу и Медведя, которые всегда были любимцами детей. Во время просмотра фильма расскажите детям о книгах с другими знаменитыми историями. Есть также комиксы, вдохновленные известными мультфильмами. Так дети сопоставят изображения на экране и текстом в журнале и книге.
    
     Во всех наших попытках, всех усилиях заинтересовать детей чтением родители, дедушки и бабушки должны всегда оставаться спокойными, улыбаться, словом, проявлять радость от чтения книг и журналов. Никогда ребенка насильно не заставляйте читать, иначе мы вызовем реакцию отторжения. Чтение для детей должно ассоциироваться с весёлым интересным времяпровождением. Книги, журналы - входом в увлекательный мир чтения.
     II. Рекомендации, как помочь ребёнку быстрее справиться с трудностями в чтении.
     1. Приглядитесь, насколько хорошо у ребёнка развит слух. Слушает ли он музыку, приблизившись к самому магнитофону, или может слушать на расстоянии. Мешает ли ему слушать всякий посторонний звук или шум, или же он может слушать и в условиях помех. Иногда трудности в чтении связаны с трудностями звукоразличения.
     2. Чаще разговаривайте с ребёнком, обсуждайте книги, фильмы, радиопередачи и все интересные для ребёнка события. При этом как можно меньше поучайте, поправляйте и как можно больше выражайте искреннюю заинтересованность.
     3. Чаще играйте с ребёнком в игры, связанные с обсуждением, с тренировкой его «внутренней речи».Он вас спрашивает о чём-то тихим шёпотом, вы ему отвечаете, затем вы спрашиваете – он отвечает. Получились ответы невпопад – смешно обоим. Общая радость, а заодно – тренировка слухового различения.
     4. Самостоятельное чтение не должно заменять чтение книг детям взрослыми. Чаще читайте детям вслух.
     5. Не нажимайте на ребёнка, не заставляйте его читать. Можно наказать иногда ребёнка лишением чтения, но никогда не следует наказывать за плохое чтение лишением прогулки или чем-то подобным. Чтение должно стать радостью, а не источником непрятностей.
     6. Подбирайте книжки соответственно вкусам ребёнка, а не собственным предпочтениям. Только позднее, когда он научится читать без затруднений, можно подбирать ему «нужные» книжки, чтобы управлять его развитием.
     Как обсуждать с ребенком прочитанное?
     Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
     Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал?
     Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?
     Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.
     III. Анализ анкет.
     IV. Из опыта родителей:
     а) книга в нашей семье;
     б) традиции нашей семьи.
     V. Решение собрания:
     Завести с детьми «Читательские дневники» и награждать ребят почётным званием «Активный читатель».
     Анкета для детей:
1. Есть ли в доме художественная литература?
2. Любишь ли ты читать?
3. Как часто читаешь книги?
4. На какую тему любишь читать?
5. Что читаешь сейчас?
6. Берешь ли книги в библиотеке?
7. Много ли читают твои родители?
8. Читают ли они тебе вслух?
9. Читаешь ли ты им вслух?
10. Обсуждают ли с тобой родители прочитанные книги?
     Анкета для родителей:
Любит ли ваш ребёнок читать?
Книга прочитывается быстро или нет?
Какие книги любит ваш ребёнок?
Ваш ребёнок считает книгу хорошим подарком?
     Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса
· Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
· Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
· Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
· Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
· Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
· Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
· Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
· Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
· Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
· Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
· Воспитывайте бережное отношение к книге. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
     Правила чтения для учащихся
1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.
2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.
     Как готовить домашнее задание по чтению
1. Внимательно прочти название произведения, которое перед тобой.
2. Посмотри, кто автор произведения.
3. Внимательно прочитай весь текст.
4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
8. Составь план пересказа текста.
9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.
    
Просмотров: 594 | Добавил: Нина | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Май 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024