МБУК "ЦБС СМРСО"

Советского муниципального района Саратовской области
Праздники России
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 106
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
все конкурсы, гранты, стипендии
Форма входа
МУК «ЦБС Советского муниципального района»
 Центральная библиотека
Отдел массового обслуживания
    Составитель:Закопайло Л.В., библиотекарь отдела массового обслуживания 
    Ведущие: Каткова В.Н., заведующая МБО, Гулага М.Л., библиограф МУК «ЦБС Советского МР»
    Дата и место проведения: 16.02.2010г. – 12.00, ПУ-77; 19.02.2010г. – 11.00, СОШ№2, 11 класс; 10.03.2010г. – 10.00, СОШ №1, 10-ые классы.
    
 
 
Твардовский Александр Трифонович (1910 – 1971) 
   ВЕДУЩИЙ 1: Твардовский никогда не жаловался на судьбу и даже писал в одном из своих стихотворений:
           Нет, жизнь меня не обделила,
          Добром своим не обошла.
          Всего с лихвой дано мне было
          В дорогу – света и тепла.
     Но также, как и многие его современники, он прожил очень непростую жизнь, которая пришлась на самые тяжелые для России годы.
     ВЕДУЩИЙ 2: Твардовский родился на смоленской земле. Его отец в прошлом был кузнецом, возможно, от этого пошло то сочетание своеобразной основательности и непоколебимой принципиальности, которое всегда было свойственно характеру Твардовского. Трифон Гордеевич, отец поэта, был человеком незаурядным. Тяжким трудом он сумел скопить небольшую сумму денег, которой едва хватило, чтобы сделать первый взнос в банк и купить в рассрочку болотистый участок земли. Стремление вырваться из нищеты, знание грамоты и даже определенная начитанность выделяли его из среды крестьян, которые то шутливо, то иронически называли Трифона Гордеевича «паном».
     ВЕДУЩИЙ 1: Детство пришлось на первые послереволюционные годы, а в юности ему довелось на своей собственной судьбе познать, как проводилась коллективизация. В тридцатые годы его отец был «раскулачен» и выслан из родной деревни. Об этих тяжелых годах ярко рассказал в своих мемуарах брат поэта Иван Трифонович. Новые хозяева жизни не посчитались даже с тем, что Трифон Гордеевич вместе с семьей сам обрабатывал землю и не нищенствовал только благодаря своему трудолюбию.
     ВЕДУЩИЙ 2: Будущий поэт стал активным сельским комсомольцем, а с 1924 года начал посылать заметки в редакции смоленских газет. Он писал в них о комсомольских делах, о разных злоупотреблениях, которые допускали местные власти, что создавало ему в глазах сельских жителей ореол защитника. А в 1925 году в газете «Смоленская деревня» появилось и первое стихотворение Твардовского – «Новая изба». Однако писать стихи он начал еще раньше и однажды показал их своему учителю, который, таким образом, стал первым критиком будущего поэта.
     ВЕДУЩИЙ 1: Первое опубликованное стихотворение Твардовского, конечно, было далеко от совершенства, однако в нем уже проявились черты, которые характерны для всей его поэзии. Он писал просто и доходчиво о том, что ему было близко. В двадцатые годы он находился под влиянием поэзии Н. Некрасова, что как бы предопределило гражданский пафос его первых стихов.
     Окрыленный успехом, Твардовский собрал все свои, как ему казалось, «подходящие» стихи и отправился в Смоленск к поэту Михаилу Исаковскому, который в то время работал в редакции газеты «Рабочий Путь».
     ВЕДУЩИЙ 2: Их первая встреча стала началом большой творческой и человеческой дружбы, которая продлилась до конца жизни обоих поэтов. Тогда в Смоленске собралась целая группа молодых поэтов, которые пришли в областные газеты из разных деревень. М. Исаковский был старше их всех, к тому же он был уже признанным в области поэтом и как мог старался помочь своим молодым коллегам в их творчестве.
     ВЕДУЩИЙ 1: Впоследствии Твардовский отмечал, что писал он тогда очень плохо, его стихи были беспомощны и подражательны. Но самым губительным для него и для его сверстников – поэтов был недостаток общей культуры и образования. Когда Твардовский приехал в Смоленск, ему было уже 18 лет, а образование – только неполная сельская школа. Вот с таким багажом он и вступил в поэзию.
     ВЕДУЩИЙ 2: После того, как в журнале «Октябрь» появилось несколько его стихов и кто – то из критиков отметил их в своем обзоре, Твардовский приехал в Москву, однако реальность оказалась не такой блестящей, как это представлялось издалека. В Москве, как и в Смоленске, было трудно устроиться на работу, и редкие публикации не спасли положения. Тогда Твардовский вернулся в Смоленск и решил серьезно заняться своим образованием. Его приняли в педагогический институт без вступительных экзаменов, но с обязательством за год изучить и сдать все предметы за среднюю школу. Он не только выполнил свое обязательство, но и в первый же год догнал своих однокурсников.
    ВЕДУЩИЙ 1: Первой же большой и по – настоящему удачной работой становится его лирический цикл «Сельская хроника», которым Твардовский и заявил о себе как о талантливом перспективном поэте.
     ВЕДУЩИЙ 2: Однако известность к нему пришла только после публикации в 1936 году поэмы «Страна Муравия». Сюжет поэмы напоминает историю Дон – Кихота, только у Твардовского вместо странствующего рыцаря в путешествие отправляется мужик, не желающий вступать в колхоз. Он едет по стране на своей лошаденке в надежде найти место, где нет колхозов. Такого места он, конечно, не находит и, насмотревшись на счастливую жизнь колхозников, возвращается домой уверенный, что нет и не может быть хорошей жизни вне колхозов. Трудно сказать, кривил ли Твардовский душой, когда создавал этот миф о новой деревне и возросшем благосостоянии крестьян, - ведь он не мог не видеть и отрицательное, что сопутствовало коллективизации. Однако в поэме все выглядит пристойно и благополучно.
     ВЕДУЩИЙ 1: звучит отрывок из поэмы «Страна Муравия»
     ВЕДУЩИЙ 2: Теперь Твардовский приезжает в Москву уже как признанный поэт. К этому времени он успел закончить два курса педагогического института в Смоленске и поступил на третий курс Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ). Его стихи и поэмы охотно печатают журналы, их одобрительно воспринимает критика, и поэт вполне доволен своей жизнью. К чести Твардовского следует отметить, что он и раньше, и теперь не прерывает связей со своей семьей, часто бывает в родном доме, хотя и рискует получить ярлык «сына врага народа». Однако эта учесть его каким – то образом миновала.
     ВЕДУЩИЙ 1: В 1939 году поэт заканчивает МИФЛИ, и его призывают в армию. В то время он еще не знал, что снимет шинель только после Победы. За 6 лет своей армейской жизни Твардовский прошел несколько войн. Он принимал участие в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, после этого – в финской войне, и наконец, в Великой Отечественной. С 1940 и до самой Победы поэт не прерывает своих литературных занятий и работает над «Фронтовой хроникой». Его герой – еще не солдат, а тот же крестьянин, волей судеб попавший на войну. Из этого цикла и выросла поэма «Василий Теркин». Ее замысел возник у Твардовского еще во время финской войны, когда он вместе с группой других писателей, работавших в газете «На страже Родины», решил завести в газете «уголок юмора» и придумал фельетонный персонаж – Васю Теркина, который имел у бойцов огромный успех. Но только пройденные им тяжелые военные дороги превратили Теркина в Настоящего народного героя. Интересно отметить, что новая поэма Твардовского заслужила похвальный отзыв даже такого взыскательного критика, как И.А.Бунин, который к тому же был категорично настроен против советской власти.
     ВЕДУЩИЙ 2: «Книга про бойца» адресовалась солдату в такой же «промасленной гимнастерке»,что и у героя. Она писалась и доходила до читателя отдельными главами «с листка армейской маленькой газетки». Заканчивая ее после Победы, поэт признавался:
                       Я мечтал о сущем чуде: 
                       Чтоб от выдумки моей
                       На войне живущим людям
                       Было, может быть, теплей…
     ВЕДУЩИЙ 1: И чудо свершилось: книга Твардовского вошла в быт войны, и вовсе не похвальбой были сказанные в ней слова, что бойцы «Теркина» читали на досуге. Ее герой пришелся по нраву миллионам. Он жил той же жизнью, теми же заботами, что и весь окопный народ, - от самых заурядных житейских («Потерял боец кисет…») до глубоко личных, сокровенных, таких, как неотступные мысли о товарищах и собственной участи.
     ВЕДУЩИЙ 2: Чудо этой книги еще и в том, что в непритязательной вроде бы форме солдатских «баек» («без начала, без конца, без особого сюжета») воплотились самые высокие человеческие чувства: непоказной патриотизм, способность к подвигу, сострадание к чужому горю. Словом, все лучшее, что есть в народном характере. Своим искрящимся, заразительным юмором Теркин скрашивал солдатские невзгоды. А рядом с «прибауткой, шуткой самой немудрой» возникают и проникновенные лирические картины природы, и неприкрашенная правда жесточайших боев, невозвратимых потерь («люди теплые, живые/ Шли на дно, на дно, на дно»).
     ВЕДУЩИЙ 1: Звучит отрывок - главы «Переправа»
     ВЕДУЩИЙ 2: «Полная свобода обращения со стихом и словом», которую ощутил Твардовский при работе над этой книгой , выразилась и в ее жанровом богатстве, и в чрезвычайной гибкости интонаций (легких, естественных переходах от авторского монолога к диалогам и «хоровому» многоголосию), и в разнообразии строф – то коротких, то длинных. Сам автор именовал «Теркина» «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».
     ВЕДУЩИЙ 1: Звучит отрывок – главы «Кто стрелял»
     ВЕДУЩИЙ 2: Военные впечатления легли в основу и следующей поэмы Твардовского – «Дом у дороги», которая вышла в 1946 году. В противоположность «Теркину» в ней звучит мотив неизбывной печали и скорби о потерях. «Дом у дороги» - самая «литературная» поэма Твардовского.
     ВЕДУЩИЙ 1: В том же, 1946 году поэт создает своеобразный реквием погибшим – стихотворение «Я убит подо Ржевом».
     В послевоенное время Твардовский продолжает работать над крупными произведениями и создает свою главную в этот период поэму – «За далью – даль». Тема «дали» проходит через все творчество поэта, начиная с той «дали», которая позвала юношу из сельского захолустья в большую жизнь. Естественно сопряжена она с ключевыми понятиями «дороги» и «памяти».
     Из окна транссибирского экспресса поэт видит свою страну. Родина – великая протяженность, завораживающая смена «далей».
     ВЕДУЩИЙ 2: Поэма создавалась долго, с 1950 – 1960 год. В это время многое менялось в стране. Все же поэма отразила относительно благополучный период истории страны, когда развитие общества шло еще в основном по демократическому пути. Надежды на будущее наполняли поэта оптимизмом. Автор ощущал в себе полноту жизни и силы для преодоления трудностей и борьбы:    
                      И что мне малые напасти 
                      И незадачи на пути,
                      Когда я знаю это счастье –
                      Не мимоходом жизнь пройти.
                      Не мимоездом, стороною
                      Ее увидеть без хлопот.
                      Но знать горбом и всей спиною
                      Ее крутой и жесткий пот.
     ВЕДУЩИЙ 1: Уродство тоталитарной системы, однако, глубоко вросло в жизнь. Возник замысел «фантастической» поэмы, в которой вновь появляется так полюбившийся народу Теркин.
     Поэма «Теркин на том свете» (1963) представляет царство мертвого, безжизненного «порядка», старательно изолированное от жизни. Всякие ее проявления – под сугубым запретом; все забюрократизировано до абсурда. От каждого требуется чистота биографии и специальное свидетельство: правильно ли помер».
     ВЕДУЩИЙ 2: Поэма долго придерживалась цензурой. Автора упрекали в «неуважении» к «священной памяти солдат и офицеров, павших в боях за родину». « я решительно отклоняю этот упрек, - возражал Твардовский, - так как в этой поэме – сказке речь идет, конечно же, не о павших, а о живых с мертвой душой, каких мы достаточно встречаем еще и теперь». Но вскоре о ней замолчали, как будто ее и не существовало.
     ВЕДУЩИЙ 1: Аналогичная судьба постигла и другую поэму Твардовского – «По праву памяти», которая была завершена в 1969 – м, но в СССР опубликована лишь в 1987 году. Она начинается с воспоминаний о юношеских сборах в дальнюю дорогу – жизнь, о надеждах и иллюзиях той поры, а затем превращается в страстный монолог автора об испытаниях, выпавших на его долю и долю современников.
     ВЕДУЩИЙ 2: Забудь, откуда вышел родом… 
                            Предай в пути родного брата
                            И друга лучшего тайком.
                            И душу чувствами людскими
                            Не отягчай, себя щадя.
     В пору, когда писалась поэма, власть предпринимала попытки обелить или даже вновь утаить преступления сталинского режима. «…Хотят в забвенье утопить/ Живую быль. И чтобы волны/ над ней сомкнулись» – негодовал поэт и провидчески предостерегал:
                            …Кто прячет прошлое ревниво,
                           Тот вряд ли с будущим в ладу…
     Понимая, что рассказать правду о прошлом ему не дадут, Твардовский прекратил работу над этой поэмой.
     ВЕДУЩИЙ 1: Последние годы жизни он посвятил лирической поэзии. Однако и в ней чувствуется, что он намеренно уходит от когда – то любимой им социальной темы и не пишет о том, что его волнует, только потому, что его мысли все равно не дойдут до читателя. Поэт чувствует, что он не в состоянии что – либо изменить в этом мире, и ощущает свою ненужность.
     ВЕДУЩИЙ 2: Военные и послевоенные годы изменили во многом мировоззрение Твардовского, другой стала и его гражданская позиция. Он увидел, каким стало то будущее, которое в двадцатые тридцатые годы представлялось ему светлым и справедливым. И поэт как мог пытался отстаивать свои идеалы и свою позицию.
     В 1950 году Твардовский был назначен главным редактором журнала «Новый мир», но уже через четыре года его сняли, а еще через четыре, в 1958 году, вернули обратно. Именно в это время «Новый мир» становится центром, вокруг которого группировались писатели, стремившиеся к честному изображению действительности.
     ВЕДУЩИЙ 1: Тогда же Твардовский сумел напечатать знаменитую повесть «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына и добился публикаций его романа «Раковый корпус». Несмотря на то, что Твардовский и сам имел немалую власть и влияние (был и членом правления Союза писателей СССР, и кандидатом в члены ЦК КПСС), ему постоянно приходилось испытывать на себе все усиливающееся давление консервативных сил.
     ВЕДУЩИЙ 2: В 1970 году он был в очередной раз снят с должности главного редактора, да и сама редакция подверглась фактическому разгрому. Всего через полтора года (18 декабря 1971 года) после этого поэт умер. Хоронили его по отработанной ранее схеме – с ограничением доступа, комканьем выступлений, подменой ораторов… Некролог, написанный друзьями, заменен был иным, официальным. Как писал позже один из историков, «смерть Твардовского стала поворотным пунктом целого периода культурной жизни страны».
     ВЕДУЩИЙ 1: Сегодня мы можем с уверенностью назвать А.Твардовского великим поэтом, без которого представление о русской истории и русской жизни немыслимо и неполно. Героическое сопротивление неосталинизму – несомненное свидетельство величия его духа.
     «Это лучший поэт нашего времени», писал о Твардовском К.Симонов. К его поэзии с полным правом можно отнести слова писателя Михаила Михайловича Пришвина про «чудесные коленца русской речи, повороты ее от грусти к простодушно – смешному и внезапный взлет на высоту человеческой мудрости».
     ВЕДУЩИЙ 2: Поэт награжден 3 орденами Ленина, 4 другими орденами, а также медалями; неоднократно становился лауреатом Государственной премии ССССР (1971, 1946, 1947, 1971 годах). Перечитать стихи А.Твардовского – значит заново пережить целую эпоху народной жизни. Недаром почти про каждую страницу книг поэта можно сказать его словами: оно –
                 …что – то вновь тебе напомнит,
                 чего вовеки забывать нельзя.
    
    
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024